Золото «ПРИНЦА»

Золото «ПРИНЦА» 8 ноября 1854 г, в разгар Крымской войны новейший британский парусно-винтовой фрегат «ПРИНЦ», с ЦЕННЫМ ГРУЗОМ НА БОРТУ, прибыл в Балаклаву. Два якоря, при отдаче, были утеряны и капитан, вынужден был держать корабль на рейде. Обычно гостепреимное Чёрное море было неспокойно. В течение нескольких дней штормовые волны, то ослабевали, то вновь демонстрировали свою мощь. Рано утром 14 ноября, с неслыханной силой пронёсся над Балаклавой Юго-Восточный ветер. Яростный шквал, подхватил корабли,и словно щепки, понёс их на отвестные скалы Балаклавы. Беспрециндентный случай в истории мореплавания, когда более 30 кораблей вместе с экипажами, один за другим, разбушевавшаяся стихия в течение часа, отправила на дно. И среди них, английский фрегат «ПРИНЦ». Словно скорлупку, гигантская волна подхватила «ПРИНЦ» , ударила его о скалы и волны Чёрного моря, навсегда сомкнулись над кораблём, принеся в жертву Нептуну 150 человек экипажа. Гибель 30 кораблей широко оповещалась в то время прессой и уже тогда, фраза — ЦЕННЫЙ ГРУЗ — постепенно ретранслировалась в ЗОЛОТО, находящееся на борту. И в последствие, все официальные источники, морские сборники и энциклопедии уже сообщали о гибели «ПРИНЦА» с грузом золота на борту. Количество золота с годами росло и обрастало новыми подробностями, которые в разных сообщениях, весьма отличались друг от друга. Через несколько лет после окончания Крымской войны начались поиски злополучного золота. Кто только не пытался его отыскать. Это и французские , и итальянские водолазы в начале прошлого века, чьи попытки отыскать «ПРИНЦА» успехом, отнюдь, не увенчались. В связи, с несовершенной водолазной техникой того времени, это было просто нереально. Вокруг «ПРИНЦА» и его золота создавались легенды . Даже название «ПРИНЦ» сменилось на более зловещее, «ЧЁРНЫЙ ПРИНЦ», которое и вошло во все последующие издания справочников, путеводителей и энциклопедий. Мысль о том, что миллионые запасы золота лежат где-то рядом, не давала покоя авантюристам, изобретателям и просто, искателям приключений. Но, разразившаяся Мировая война надолго приостановила золотую лихорадку. А затем, и октябрьский переворот 1917 г отвлёк внимание от «ЧЁРНОГО ПРИНЦА». В 1922 г один из ныряльщиков-любителей достал со дна Балаклавской бухты несколько золотых монет и снова вспомнили о «ЧЁРНОМ ПРИНЦЕ».

В марте 1923 г была создана Экспедиция подводных работ особого назначения ( ЭПРОН) и уже в начале сентября были проведены первые спуски под воду, с использованием колокола инженера Даниленко. Так началось детальное обследование дна Балаклавского залива. С первых же шагов водолазы наткнулись на множество останков деревянных кораблей, но ЭПРОН интересовало только железо, ибо одновременно с поисками «ПРИНЦА», на поверхность извлекались якоря, цепи и тросы, а также цветные металлы, так необходимые молодой республике. Из экспедиции по розыску золота, ЭПРОН постепенно становился судоподъёмной организацией. Однажды, в ноябре 1925 г под обломками скал водолазы обнаружили фрагменты железного парохода. Сохранилась только часть корпуса с 3 иллюминаторами. Руководители экспедиции пришли к выводу , что это и есть «Чёрный принц», но на дальнейшее проведение работ катастрофически не хватало средств. И неожиданно, помощь пришла от известной японской водолазной фирмы «Синкай Когиоссио Ltd» , в распоряжении которой, имелась более совершенная водолазная техника. Фирма предложила свои услуги. Более 1,5 лет выносились решения, скреплялись договоры и бумажные процедуры. И, наконец, 15 июля 1927 г японские водолазы приступили к трудоёмкой работе. В начале сентября, под одним из камней, была обнаружена первая золотая английская монета, 1821 г чеканки. 12 сентября была найдена вторая монета, того же года, а затем ещё две, и на этом находки золота закончились. После чего японская фирма свернула работы и отправилась домой. Чтобы найти 4 золотых и одну серебрянную монету, японцы потратили на экспедицию 300 тыс. золотых рублей. Всех, желающих заполучить золото «ПРИНЦА»,- преследовала неудача. А было ли золото, вообще? Может быть это всего лишь легенда, основанная на шатких и не достаточно, проверенных данных? В ранних источниках упоминается лишь, о ценном грузе, а не о золоте. «Морской сборник» за 1854 г сообщает, что в Балаклаве во время шторма, погиб британский фрегат «ПРИНЦ» со всем экипажем и грузом в 500 тыс. франков, и… не слова о золоте. Затем франки, по необъяснимой причине, превращаются в фунты стерлингов, и все последующие сообщения, уже фиксируют наличие золота на борту «ПРИНЦА». За все годы, прошедшие с момента гибели корабля, только одна европейская страна не проявила интереса к золоту, лежащему на дне моря — это Англия. Не знаю, напрашивается ли ответ сам собой, но вопрос ПОЧЕМУ? — точно! А легендарное золото «Чёрного принца» продолжает будоражить воображение искателей приключений и по сей день. Время от времени, на страницах прессы, всплывают упоминания об этой таинственной истории.